С бюджетом компании не страшны финансовые штормы

378

Увеличение скоростей в современном мире поднимает требования к скорости и точности принятия решений в управлении бизнесом. Бушующий сейчас на планете переполох из-за коронавируса взвинтил до предела турбулентность во всех сферах. Выжить в таких условиях удастся только тем компаниям, в которых все процессы максимально оцифрованы.

Кризис подобен шторму или буре. Люди не могут избежать стихийного бедствия, но стараются к нему хорошо подготовиться: укрепить стены дома, соорудить защиту, запастись впрок продуктами. То же самое и в бизнесе: чем лучше Вы подготовитесь к тяжелым временам, тем выше шансы, что Ваша компания сможет их пережить без драматических потерь. Давно известно, что в кризис выживают не самые умные, а самые организованные.

Оцифровка финансов в бизнесе заключается в реализации 2-х основных задач:

- разложить по основным факторам как складывается финансовый результат и как движутся деньги, т.е. построить систему управленческого учета

- создать автоматизированную систему бюджетирования, позволяющую прогнозировать и моделировать будущее финансовое положение компании.

О том как успешно реализовать задачу построения управленческого учета – читайте в нашей публикации «Управленческий учет – 6 секретов для успешного решения»

Но, наличие точных и оперативных данных - всего лишь первый этап подготовки к шторму. Важно научиться складывать все цифры, словно пазлы для получения целостной картины. 

Вы скажете, что в нынешних условиях невозможно ничего спланировать, так как слишком много элементов непредсказуемости и неизвестности. Но давайте будем откровенны, вероятность того, что события будут развиваться совсем уж непредвиденно, ничтожно мала. Скорее всего, речь будет идти о каких-то альтернативных вариантах: потребление упадёт или увеличится, МВФ даст очередной транш или нет (соответственно — доллар или упадет, или вырастет). Из разных вариантов вытекают разные решения, поэтому в такой ситуации наиболее эффективно составлять несколько вариантов плана.

При этом, в столь смутные времена как нынешние, лучше всего планировать краткосрочно на месяц, хотя часто приходится даже совсем коротко: неделя максимум, а ещё лучше с разбивкой на дни.

Качественно построенный бюджет должен давать возможность быстро смоделировать различные сценарии развития событий при изменении следующих основных факторов:

- объемы продаж,

- различные компоненты себестоимости,

- курсы валют, 

- платежная дисциплина покупателей, 

- возможность получения рассрочек от поставщиков,

- доступность получения финансирования и возможность сохранения лимитов кредитования в банках, 

- планы по инвестициям.

В результате моделирования самое главное получить возможность быстро реагировать на изменения и вносить соответствующие корректировки, которые в свою очередь будут отражаться на финансовом результате.

Например, Ваши контракты на поставку сырья заключены в валюте, но свой продукт продаёте за гривны. Как понять сколько бизнес потеряет прибыли при повышении курса на 5 процентов, если у вас более 100 SKU (товарных позиций) и более 1000 составляющих материальной себестоимости. А очень просто понять при автоматизированном бюджете: меняем курс, нажимаем кнопочку и вот наш Новый финансовый результат. Допустим, Вам ещё нужно понять на сколько необходимо поднять цены, чтобы вернуться к прежней рентабельности? И это тоже реально сделать очень быстро, конечно же если система бюджетирования у Вас работает так как нужно!

Кроме того, наличие бюджета позволяет решить вопросы с финансированием быстрее и эффективнее. Вот вам актуальный пример. В условиях внезапно налетевшего кризиса из-за пандемии коронавируса акционеры ЕБРР приняли решение о выделении «пакета солидарности» в сумме 1 млрд евро для существующих клиентов.

Но это не значит, что ЕБРР выделяет любую сумму поддержки по запросу клиента. Для получения этого финансирования нужно еще хорошо постараться, т.е. показать влияние кризиса на финансы компании и обосновать ЕБРР требуемую сумму на цифрах в бюджете компании. 

Несколько лет назад ЕБРР добавил условие предоставления до начала февраля годового бюджета в обязательный перечень документов для мониторинга финансового состояния клиентов.

Прошло буквально полтора месяца после предоставления бюджета на 2020 год и нужно уже его перекраивать с учетом произошедших форс-мажорных изменений, объяснять допущения, заложенные в эти изменения, возникающие разницы с первоначальным прогнозом отчетности по МСФО и так далее. Сделать это без автоматизированного бюджетирования на предприятии очень сложно.

Так что призываем Вас готовится к финансовым штормам заранее!

Жмите «Оставить заявку».

Елена Михеева, управляющий партнер «MSP Partners»

Оставить заявку