5 "плюшек" для собственников или зачем нужен инициативный аудит

99

Аудит в широком смысле это проверка деятельности компании. В нашей статье пойдет речь об аудите финансовой отчётности. Рассмотрим кто обязан проходить аудит, кто делает это добровольно и зачем все это нужно бизнесменам.
 

Условно аудиторские проверки можно классифицировать на 2 большие группы:

•    Обязательный аудит это получение аудиторского заключения для тех компаний, которые должны делать это для соблюдения законодательства. В последнее время законодатели существенно расширили список компаний, которые должны проходить обязательный аудит отчетности. 

•    Инициативный аудит. Само понятие инициативный предполагает, что бизнесмены добровольно и с определённой целью заказывают проверку. Не секрет, что аудит не самое дешевое удовольствие, к тому же для финансовой службы и бухгалтерии внешние проверки несут дополнительный объем работы.
 

Что же движет заказчиками в идее проведения проверки?

На наш взгляд такие жертвы собственники и ТОП менеджеры готовы понести в надежде получения одной, а в некоторых случаях сразу нескольких из следующих 5 «плюшек»:
 

1.    Привлечение кредитов от МФИ и снижение стоимости кредитов

По сути заключение аудиторов отвечает на вопрос можно доверять сведениям, изложенным в бухгалтерской отчетности или нет.

Соответственно для кредиторов наличие положительного заключения это снижение рисков!

Поэтому отчетность, подтвержденная аудиторами открывает возможность привлечения финансирования от международных финансовых институтов (МФИ) – Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международной Финансовой Корпорации (МФК, IFC), Черноморского банка реконструкции и развития (ЧБТР) и других.

Основные преимущества получения кредитов от МФИ в сравнении с украинскими банками:

- длинный срок кредитования инвестиционных проектов (от 7 лет),

- более надежный и устойчивый партнер,

- невысокая стоимость финансирования.

Более подробно о том, как получить такое финансирование читайте в нашей статье «Как получить кредит от ЕБРР, МФК или ЧБТР».

Аудит отчетности также служит хорошим инструментом для снижения стоимости кредитов в украинских банках, так как его наличие сразу повышает статус заемщика в глазах кредитора и уровень доверия к предоставленной информации.

 

2.    Получение долгосрочного финансирования при покупке импортного оборудования

Оптимальным вариантом финансирования инвестиционных проектов, основную часть которого составляет стоимость оборудования, является привлечение финансирования на приобретение импортного оборудования под страховое покрытие экспортных кредитных агентств (ЭКА) стран производителей. 

По сути компания получает рассрочку оплаты приобретаемого оборудования на срок от 3 до 7 лет под страховку ЭКА, в том числе Euler Hermes (Германия), SACE (Италия), Coface (Франция), OeKB (Австрия), USEXIM (США), NEXI (Япония) и других. ЭКА есть во всех развитых и в большинстве развивающихся стран и некоторые из них имеют более чем 100-летнюю историю. Минимальная стоимость оборудования для получения страховки для разных ЭКА составляет 1-2 млн долларов США или евро в зависимости от страны. 

Но для того чтобы такую страховку можно было выпустить, агентство должно быть уверенным в том, что ваш бизнес генерирует достаточный объем прибыли, что он стабилен. 

Как это доказать ЭКА? Предоставить аудиторское заключение!

Есть вариант получить финансирование под страховку ЭКА и без наличия отчетности с аудиторским заключением. Но тогда для ЭКА обязательно участие в сделке украинского банка с хорошей репутацией и надежностью. За свои услуги украинский банк будет брать проценты и комиссии, что повышает эффективную стоимость привлечения финансирования на несколько процентных пунктов. В итоге этот вариант однозначно выйдет дороже стоимости прохождения аудита.

 

3.    Реструктуризация, продажа корпоративных прав или подготовка к продаже, слияние, поглощение

Как убедить потенциального покупателя корпоративных прав, что стоимость, которую вы ему называете адекватна? Как построить доверительные отношения с партнером и справедливо распределить полученную прибыль? 

Аудит это лучший способ повысить доверие! Аудит это лучший инструмент в переговорах!

 

4.    Выход на IPO, выпуск еврооблигаций

Конечно, в нынешних реалиях перспективы выхода украинских компаний на IPO (Initial Public Offering, первичное публичное размещение) на зарубежных фондовых биржах выглядят, мягко говоря, очень призрачно. Но вместе с этим многие украинские компании уже имеют достаточные размеры и амбиции, чтобы выходить на IPO. Это важно как для развития украинского фондового рынка, так и будущей пенсионной системы. Рано или поздно (на наш взгляд в ближайшие 3-5 лет) появится новый ликвидный инструмент для инвестиций в Украине, интересный для частных пенсионных и страховых компаний.

Учитывая то, что IPO у компаний бывает один раз в жизни, к нему нужно готовиться серьезно и заранее. И с этой целью компания должна иметь отчетность минимум за 3 года (а лучше за 5 лет), подтвержденную международной аудиторской фирмой.

 

5.    Проверка себя, своих финансовых менеджеров, подготовка к налоговой проверке

Как убедиться в том, что финансовые результаты, декларируемые финансовыми менеджерами реальные? Только если детально разбираться в каждой финансовой операции ежемесячно и хорошо чувствовать все цифры. Но если собственники не вникают в операционную деятельность и руководствуются только свободными данными, то и для них и для ТОП менеджеров и для финансовых руководителей будет уместно нанять специалистов, которые смогут проверить и подтвердить данные, чтобы снять все вопросы (даже потенциальные) относительно правдивости финансового результата. Часто бонусы ТОП менеджеров зависят от прибыли, тогда мнение независимого эксперта просто необходимо! Кроме того, проверка внешним независимым аудитором методики проведения операций, может ответить на вопросы адекватности ведения учета, наличия рисков, достаточности контроля.

 

МСФО vs ПСБУ

Для малого и среднего бизнеса наличие отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО или International Financial Reporting Standarts, IFRS) не является обязательным. Законодательство позволяет пока вести отчетность согласно национальных Правил (стандартов) бухгалтерского учета (ПСБУ). 

Но если есть желание привлечь прямое финансирование от МФИ или ЭКА, то нужна отчетность по МСФО с аудитом. Мы же понимаем, что финансист в Лондоне, Берлине или Вене не будет изучать ПСБУ для того, чтобы профинансировать Ваш бизнес. Тем более, что есть международный стандарт, общепризнанный во всем цивилизованном мире. 

Более подробно об особенностях использования МСФО можете прочитать в статье «МСФО – основные вопросы».

 

How much?

Стоимость аудита зависит в основном от объема операций бизнеса, количества юридических лиц, наличия нерезидентов в группе и статуса аудиторской компании.

Однозначно для среднего бизнеса большая четверка аудиторских копаний мира (PricewaterhouseCooper, KPMG, Ernst&Young и Deloitte) не по карману. Но остается еще порядка 15 компаний из ТОП 20 международных аудиторов, которые представлены в Украине. 

Услуги по консолидации и трансформации в МСФО можно отдать на аутсорсинг, такие услуги предоставляет наша компания. Тогда международной аудиторской компании остается только подтвердить подготовленную отчетность.

Если пойти таким путем, то стоимость всего процесса получения отчетности по МСФО, подтвержденной авторитетными международными аудиторами вполне может поместиться в диапазоне $5-20 тысяч. Локальные украинские аудиторы могут предлагать услуги дешевле, но их заключение, как правило, не рассматривается международными кредиторами.

При наличии задачи привлечь финансирование больше $1 млн возможность получения долгосрочного и дешевого финансирования существенно перевешивает затраты на аудит.

 

Если хотите получить хотя бы одну из таких «плюшек», тогда Вам к нам. Нажимайте  «Оставить заявку».

Елена Михеева, Игорь Скубий, MSP Partners

 

Оставить заявку